Повод. Романы Мелвина Берджесса «Сучка по имени Леди» и «Трах», «Запретный дневник» Юрия Баркова, «Трахни меня» Виржини Депант, «Трави трассу. Сатана! Сатана! Сатана!» Тони Уайта и антология «Культура времен Апокалипсиса» (под редакцией Адама Парфрея).
Теперь небольшая справка «об авторах». Виржини Депант. Молодая французская писательница. В России печатается не впервые. В «Иностранке», например, выходили ее книги «Teen Spirit» (2005) и «Дрессированные сучки» (2003). Мелвин Берджесс. Популярнейший британский писатель, по его книгам сняты фильмы и сериалы. Приезжал в Россию в прошлом году. в рамках международного фестиваля детской книги «Библиобраз-2005», проходившего под патронатом супруги нашего президента. Встречу с Берджессом проводил Британский совет, а русские издания его книг представляла супруга британского премьера. Адам Парфрей. Американец. И он не новичок у нас. Знаменитая книжка «Аллах не любит Америку» (2003) тоже вышла «под редакцией Адама Парфрея» (рецензию на нее см. в «НГ-EL» от 19.06.2003).
Короче, не порнографы. Даже Барков и тот не Иван Семенович. Да, радикально, брутально, и секса много. Такова сегодняшняя литература. Что там сказал Иосиф Виссарионович по схожему поводу? Правильно. Других писателей у меня для вас нет. То есть на самом деле они, конечно, есть, даже в России кое-кто пишет без мата. Но слишком уж много других. Слишком много. Что с ними делать? Если объявить охоту, тогда надо на всех. И в первую очередь закрыть и запретить тех, кто выпускает сугубую «эротику» – сходите на любой вокзал, ее там полно. И она гораздо грязней и развратней (порнография: от греч. pornos – развратник и grapho – пишу) того, что пишут упомянутые выше литераторы.
История вопроса. Подобные дела возбуждались также против Баяна Ширянова и Владимира Сорокина. Безрезультатно. Ну, только продажи возросли, конечно. Тогда зачем, спрашивается? Почему в литературе ищут порнографию. А потому что литература – как футбол. В ней (как и в футболе) все разбираются. И всем хочется поруководить. Порулить.
Дело хорошее. Я думаю, что надо бы и формулировки (самые теперь популярные) объединить и привлекать за разжигание порнографии. А еще хорошо бы запретить, скажем, глагольные рифмы. Я вот, например, не люблю глагольные рифмы. Улетела – прилетела. Что тут хорошего? Пошлость. То есть почти порнография.
Порнографии нет. Нет грязных слов, есть грязные мысли. Один прочел маркиза де Сада и пошел нюхать цветочки, а другой прочел «Капитанскую дочку» и расчленил двадцать человек. Что, опять книжки виноваты? Писатель пишет, как может, его рвет словами, ему и так плохо, а вы еще со своей порнографией пристаете. Вот уж и впрямь – последнее оружие пролетариата.
Абсурд? Абсурд. Кстати, завтра исполняется 100 лет со дня рождения Сэмюэля Беккета, основоположника театра абсурда. С чем вас и поздравляю. Привет.